З попелу забуття. ЛОГВИНЕНКО ИВАН АНДРЕЕВИЧ

Боевой путь наводчика артиллерийского орудия І-го Белорусского фронта Ивана Логвиненко начался в Белоруссии; затем довелось с освободительными боями вдоль и поперёк пройти всю Польшу, участвовать в освобождении Варшавы, давать отпор немцам в Померании, выйти к Балтийскому морю.
31 марта 1945 года был жестокий бой в Померании, который начался в 11 часов утра и продолжался до захода солнца. Производилась разведка боем. Отражали три контратаки дивизии СС «Мертвая голова». Шесть бойцов, обслуживающих пушку погибли. Логвиненко остался один на обслуживании орудия: сам заряжал, сам стрелял из 76 миллиметровой противотанковой пушки. Командир дивизии всё это видел лично и по окончании боя на построении спросил: «Кто тот солдат, что сам стрелял?» Логвиненко вышел, и когда Негода увидел, что перед ним худенький юноша небольшого роста, сказал: «А я думал, что ты богатырь!». Вербовская Н.Г об этом бое написала стихотворение, посвященное Логвиненко И.А.
Тяжёлый бой
Был бой сплошным кромешным адом,
Земля вставала на дыбы,
Стон раненых и рев снарядов,
И крик оборванной судьбы.
Борец оглох от канонады,
Бой шел уже который час,
Свистели пули, взрывы рядом,
Снарядов исчезал запас.
Сам у орудия остался,
Расчет погиб от взрыва мин,
Он выстоял и продержался,
За Родину, как исполин.
Сам в пушку заряжал снаряды,
Себе командовал: «ОГОНЬ!»
Он воевал не за награды,
Чтоб понял враг: «Ты нас не тронь!»
Боец врагам мстил за Отчизну,
И за товарищей своих,
Они не пожалели жизни,
И он сражался за всех них…
Комдив, к награде представляя
Взглянул, солдат совсем юнец
И, наградные заполняя,
Сказал: «Ты богатырь, боец!»
1 мая 1945 года. Целый день шел бой. Пушку Логвиненко одним из снарядов буквально разорвало. Удар был скользящим и, возможно, это спасло жизнь Ивану Андреевичу. Ударной волной его отбросило в небольшой ровчик, а сверху еще и землёй присыпало. Первое, что ощутил солдат, когда пришел в себя, – это удивительная тишина: ни шума боя, ни криков людей… Одна его рука оказалась снаружи; ею он ухватился за небольшой кустарник – так выбирался из-под земли.
Товарищи Ивана Андреевича думали, что он убит, каково же было их удивление, когда он, измазанный кровью и глиной, вдруг вошел к ним в укрытие. Фельдшер вынул из переносицы бойца осколок и тут же отправил его в госпиталь. Но никакого желания лежать с тяжелобольными у Логвиненко не было. Он вернулся в свой батальон и стал в строй теперь уже с новой пушкой.
Утром 2-го мая был получен приказ еще ближе подойти к Рейстагу. Пушка Логвиненко стояла как раз у входа в Рейстаг: ее наши бойцы умудрились разместить в проходе между укреплениями. Начался последний штурм. После этого боя от батареи, в состав которой входило около семидесяти человек, осталось всего одиннадцать. Война для Ивана Андреевича Логвиненко закончилось 2-го мая 1945 года, когда был взят Рейстаг.
После 2-го мая Логвиненко в боях не участвовал: его батальон был передислоцирован на окраину Берлина на отдых.
По материалам поисковой работы «Они отстояли наше будущее…» (Кружок Чугуевского ЦТК «Юные туристы-краеведы», руководитель работы Холоденко И.А.)